• АБВ

Сотрудники Международной лаборатории микрофизиологических систем и студенты Факультета биологии и биотехнологии дали интервью корреспонденту телекомпании «МИР» о результатах проведенного ими исследования молекул, способных к подавлению репликации коронавирусов.

Исследователи с Факультета биологии и биотехнологии НИУ ВШЭ, в своем интервью, рассказали о проведенном исследовании, в рамках которого были изучены взаимодействия молекул микроРНК и человеческих коронавирусов.

Исследователи с Факультета биологии и биотехнологии НИУ ВШЭ, в своем интервью, корреспонденту телекомпании «МИР», рассказали о проведенном исследовании, в рамках которого были изучены взаимодействия молекул микроРНК и человеческих коронавирусов. В исследовании, результаты которого опубликованы в журнале PeerJ, принимали участие младший научный сотрудник Международной лаборатории микрофизиологических систем Степан Нерсисян, декан Факультета биологии и биотехнологии Александр Тоневицкий, и четверо студентов второго курса бакалаврской программы «Клеточная и молекулярная биотехнология» Нарек Енгибарян, Александра Горбонос, Ксения Кирдей и Алексей Махонин. В числе находок — пять молекул микроРНК, способных к подавлению репликации всех человеческих коронавирусов.

После попадания вируса внутрь здоровой клетки, он начинает активное взаимодействие с внутриклеточными биомолекулами, в том числе с микроРНК. МикроРНК способны подавлять репликацию вирусов, постепенно останавливая его распространение. Произведя анализ взаимодействия вируса с микроРНК в легких мышей, инфицированных SARS-CoV, ученые определили, что экспрессия микроРНК увеличивается в 8 раз при контакте с вирусом, к тому же обладает потенциалом к подавлению коронавирусов человека. Этот сценарий идет только на пользу патогену, так как помогает избежать быстрого иммунного ответа в клетке. Часть вирусов также аккумулируют сайты связывания с микроРНК хозяина. Вирусы с наибольшим количеством сайтов связывания лучше выживают и размножаются, что в итоге приводит к их эволюционному преобладанию. Исследовательский вопрос заключался в выявлении причины, по которой вирус в процессе мутации не устранил в своей РНК сайты связывания с этой молекулой, которая при иммунном ответе нацелена на его уничтожение.

«Напротив, мы видим, что вирус накапливает их в своем геноме в процессе эволюции. Наши исследования показывают, что такие сайты присутствуют во всех коронавирусах человека и не претерпевают значительных мутаций. Мы предполагаем, что таким образом вирус использует эту микроРНК для замедления своей репликации на ранних стадиях заражения, чтобы задержать активный иммунный ответ», — прокомментировал Степан Нерсисян.

На следующем шаге исследования ученые планируют провести эксперименты для проверки своих гипотез, а также выявить, способно ли искусственное введение или удаление микроРНК приостановить размножение вируса. Исследователи предполагают, что открытые ими микроРНК в дальнейшем можно будет применять для разработки новых препаратов для лечения коронавирусных инфекций.