• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Углубленная подготовка управленцев для научно-технологического прорыва: второй модуль программы ВШГУ РАНХиГС

В Высшей школе государственного управления (ВШГУ) РАНХиГС завершился второй модуль программы развития кадрового управленческого резерва в области науки, технологий и высшего образования. Мероприятие объединило 85 руководителей научных организаций, заведующих лабораториями, представителей технологических компаний и ведущих вузов России, включая Евгения Князева, заведующего Лабораторией молекулярной физиологии НИУ ВШЭ

Стратегические приоритеты: интеграция науки, образования и бизнеса

Второй модуль Программы развития кадрового управленческого резерва в области науки, технологий и высшего образования прошел 16–19 апреля 2025 года в Москве. Программа реализуется по поручению Президента РФ Владимира Путина при поддержке Минобрнауки России на базе ВШГУ и Научно-технологического университета «Сириус». Ключевой темой модуля стало укрепление связей между академической средой и реальным сектором экономики. Андрей Омельчук, заместитель Министра науки и высшего образования РФ, в своём выступлении подчеркнул: «Государство ставит задачу не только увеличить финансирование науки до 2% ВВП к 2030 году, но и создать эффективные механизмы коммерциализации разработок. Речь идёт о формировании экосистемы, где университеты становятся центрами генерации инноваций, а бизнес — драйвером их внедрения».

Александр Мажуга, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по науке и высшему образованию, представил анализ законодательных инициатив в области технологического суверенитета: «Разработка отечественных стандартов в области генетики, квантовых технологий и искусственного интеллекта — не просто вопрос престижа, а условие национальной безопасности. Наши лаборатории должны стать центрами компетенций, способными конкурировать с ведущими мировыми кластерами».


Практические кейсы: от теории к реализации

Ирина Рудская, директор Научно-образовательного центра «Газпром нефть» СПбПУ, представила модель взаимодействия вуза с индустриальным партнёром: «За три года совместной работы мы внедрили 17 цифровых двойников технологических процессов, что позволило сократить время разработки новых месторождений на 40%. Ключевой фактор успеха — формирование междисциплинарных студенческих команд, работающих над реальными производственными задачами».

Андрей Бадин, основатель Product Lab, провёл серию мастер-классов по agile-методологиям в научной сфере: «Управление исследовательскими проектами требует гибкости. Внедрение OKR (Objectives and Key Results) позволяет синхронизировать долгосрочные цели институтов с оперативными задачами лабораторий, сохраняя фокус на прорывных результатах».


Этика, лидерство и международный контекст

Семинар Екатерины Дроновой, директора Академии дипломатического и бизнес-протокола, был посвящён коммуникационным стратегиям в научной дипломатии: «Участие в международных коллаборациях требует не только академической экспертизы, но и понимания культурных кодов. Мы разработали матрицу кросс-культурных коммуникаций для учёных, участвующих в проектах БРИКС и ШОС».

Никита Марченков, заместитель директора Курчатовского института, акцентировал внимание на управлении мегасайенс-проектами: «Синхротронные и нейтронные источники поколения «4+» создают принципиально новые возможности для материаловедения. Однако их эффективная эксплуатация требует пересмотра подходов к управлению научной инфраструктурой — от кадровой логистики до межведомственной координации».


Итоговые проекты: решения для национальных вызовов

Участники представили 8 междисциплинарных инициатив в области Национальных целей Российской Федерации.

Евгений Князев отметил: «Наш проект по дополнительным мероприятиям в рамках Национальной цели Технологическое лидерство получил экспертную оценку от представителей Минобрнауки, ВШГУ и индустриальных партнёров. Это позволит уже в 2025 году начать их внедрение в практику».

Елена Шмелёва, руководитель фонда «Талант и успех», подчеркнула: «К 2030 году 70% выпускников программы займут ключевые позиции в научно-технологическом секторе. Это станет основой для достижения целей Стратегии научно-технологического развития РФ».